О выставке живописи Марии Подкопаевой

DSC 54

Исторический художник и прелестная женщина-хохотушка. Совместимо ли это? Она считает себя ученицей художника с мировым именем – Ильи Глазунова. Именно он благословил её на этот путь. Любимый художник – Репин. Его пронзительные картины не могли не поразить чуткое сердце. Это она осознала ещё в 18 лет. Картины Сурикова, самого парадоксального художника, вдохновили, потому что композиция была её слабым местом. Действительно, суриковский Меньшиков, если встанет, пробьёт головой потолок, ветхие сани боярыни Морозовой по законам физики должны перевернуться, а Суворов – непременно оказаться в пропасти. Но в этом и есть гениальность художника, способного нарушить каноны живописи и достигнуть потрясающего эффекта.
DSC 73У художницы свой подход к созданию картин. Барановский платок, кокошник, овчинный тулуп, любая другая деталь костюма может стать началом портрета. Несложно и с натурщиками, всегда готовы позировать её дети, друзья, знакомые.
Исторические и жанровые картины – это особый мир. Народное творчество вдохновляет на создание ярких, праздничных полотен. Любимый цвет – красный. Вот Александрова слобода, с белыми монастырскими стенами, куполами соборов, колокольней, рекой, судами и пёстрой толпой на набережной. Праздники на картинах ярки и многолюдны. Балет тоже может стать началом замысла. Впечатления от Дягилевских сезонов с «Петрушкой» Стравинского, декорациями и костюмами Бенуа навеяли столь же театральные сюжеты. Это и ярмарка с её суетой и снедью, и народный театр – балаганчик с ширмой и куклами. Батальное полотно тоже словно сцена театра.
А вот картина с подоплёкой. На фоне северной деревни хрупкая девочка в барановском платке пришла напоить мощного, с густой шерстью барана-мериноса, способного сокрушить быка. Гуси на золотистом фоне – символ радостного восприятия мира. Сказочные гуси-лебеди охраняют дом. Лошади, коровы, куры, и, конечно, гуси на многих её полотнах. Она прекрасный художник- анималист.
С натюрмортов Марии дыни и тыквы источают аромат. А пасхальные куличи, облитые глазурью, словно дышат. Крашеные яички символизируют воскрешение. Над ними торжествует розовая пеларгония, словно напоминая о прилёте аистов, ведь название цветка исходит из греческого «аист». (Другая версия: герань напоминает о журавлях).
DSC 77Материнство воспевается на центральных полотнах выставки. Картина с чаепитием – одна из самых интересных. На ней не пышнотелая купчиха, сидящая на фоне колокольного звона церквей, как у Кустодиева, а молодая мать, после трудов праведных присевшая выпить горячего чаю. За ней внимательно наблюдает дочь, а на полу и планке стола – жёлтые, ещё в пуху, совсем недавно вылупившиеся цыплята. Русская печь с печурками, ухват, заслонка, полати, занавешенные цветной занавеской, самовар на столе, покрытом вышитой скатертью, – мир женщины с её трудами и заботами. Вот другая картина, с подсолнухами, на ней три женщины в народных костюмах. Их улыбчивые, светлые лица освещены солнцем. Мать держит на руках малыша. И все они счастливы!
Если есть жанр « портрет в интерьере», то логично, что может быть и портрет на фоне пейзажа. Художница показала свою семью во дворе среди живности. Для неё это тоже члены семьи! Мыслящим прямолинейно это трудно понять! Есть же картина Кустодиева, где изображён великий певец Шаляпин в шубе на фоне города, и никто не сомневается, что это портрет. Интересны зимние пейзажи. Снег искрится, деревья в иглистом инее, картину оживляют шустрые синички, вспорхнувшие на заснеженную ветку. Ночью, конечно, видны лишь силуэты деревьев на фоне зелёного, в звёздах, неба. Мир человека и природы во всём его пёстром многообразии отображён на картинах Марии. Они пронизаны солнечной радостью.
И я рада, что смогла увидеть эту выставку в ДК города Карабаново и познакомиться с художницей. Картины особенно колоритно смотрятся на фоне карабановских ситцев и народных костюмов.
Л. Фролова

ДК в Контакте
Яндекс.Метрика

Back to Top