Загадки старины глубокой

DSC 9633
12 апреля 2024 года в «Ситцевом граде» города Карабаново открылась выставка «Забытая старина». В День космонавтики было интересно наблюдать за предметами, которые использовались в прошлом и делать выводы, какого технического прогресса за довольно короткий срок достигла страна.
Открытие выставки прошло в форме этнографической экспедиции в мир «старины глубокой». Экспонаты, отражающие жизнь и быт наших предков, на 90% предметы из музея комбината имени 3-его Интернационала. Каждый из них уникален, каждый имеет своё назначение и отражает, насколько трудолюбив, изобретателен наш народ.
На презентации мы постарались воскресить «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Школьники разгадывали загадки, связанные с той или иной вещью. Начали слева направо, то есть так, как читаем текст. Казалось бы, в утюгах нет ничего особенного, но, стоит взять небольшой утюжок в руку, как станет понятно, что это совсем не так: весит он 14 фунтов, то есть более 5 с половиной килограммов! Вот 2 вида щипцов. Одни предназначены, вероятно, для завивки. Их нагревали и делали модные причёски. Может быть, именно такими завивали кудри барышни из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Софья, чтобы поскорее отвязаться от Чацкого, говорит, что ей «надобно идти скорей», иначе парикмахер «щипцы простудит». Другие щипчики предназначены для сахара. Корытца выдалбливали из половины ствола дерева. Они были разных размеров и назначений. В них рубили капусту и мясо для холодца, готовили корм для животных, стирали. Корыто воспето А.С. Пушкиным в «Сказке о рыбаке и рыбке». Выражение «Остаться у разбитого корыта» означает крах надежд. Прялка – это уникальное инженерное сооружение. Эдуард Валентинович Косарев рассказывает, как оно устроено и показывает принцип его действия. Дети с замиранием смотрят на то, как прялка работает. Кадушка с ухватом и латунный таз для варенья тоже интересны. В таком тазу варенье не пригорит. А вот ухватом мальчонка ловко ухватывает чугунок и ставит его «в печь». Швейная машинка изготовлена, вероятно, в Германии. На левой стене расшитые рушники с растительным орнаментом, лапти и туесок с Назначение их понятно: по грибы-ягоды ходить в лаптях, взяв лёгкий туесок, было очень удобно. Девочка примеряет лапти, все единодушны: ей очень идёт эта бесхитростная обувка!DSC 9590 Интересна ступа с пестом. В ней толкли зерно. Чем она необычна? Она двусторонняя. Вспомним, что героиня народных сказок Баба-Яга в ступе летает, зелье в ней толчёт, а Ивана спрашивает: «Дело пытаешь али от дела лытаешь?». Выясняем лексическое значение слова «лытать», оказывается, уклоняться от дела, отлынивать, некоторые заблуждались. На центральной стене можно видеть 2 рубеля, которые были предназначены для стирки и глажения белья. Под ними – деревянные вёдра с коромыслом. Смотришь на них и думаешь: «А ну, вёдра, ступайте сами домой!». Но если у Емели щука, которую он поймал, так покупает себе свободу, то нам придётся надевать на плечи коромысло и нести эту нелёгкую ношу самим. Примеряют коромысло и как будто несут в деревянных вёдрах воду. Принесли воды – в квашне можно замесить тесто, но перед замесом муку надо просеять, для этого использовалось сито. Ситный, то есть хлеб из просеянной через сито муки, – самый вкусный, воздушный. Перед тем как отведать хлебушка, православные молятся. Ходили в Храм. Капитель – это то, что осталось от Храма Святой Троицы, взорванного в лихие годы. Когда-то эта деталь резьбы была покрыта золотом. На манекене – нарядный сарафан и платок из ситца образца, производимого ещё на Барановской мануфактуре. Столетние часы с боем были в домах купцов и зажиточных крестьян. Косарев Эдуард Валентинович любезно предоставил этот экспонат для выставки. Часы ходят точно и даже бьют. Бра так называется настенный светильник, что в переводе означает «рука». Домотканые половики были почти в каждом доме. На ткацком стане хозяйки ткали эти нехитрые изделия, которые создавали уют и сохраняли тепло. Каждый входящий в горницу мог видеть, насколько искусна и изобретательна хозяюшка. Особый интерес на презентации выставки вызвали камешки с посверленными отверстиями. Кто-то говорил, что это бусы, кому-то показалось, что это серьги, но заядлые рыбаки догадались: это грузила для сетей.
Из рукомойника-рыльника можно было вымыть лицо и руки. Деревянную избу освещала керосиновая лампасемилинейка. Ширина фитиля измерялась в линиях. Одна линия составляла 1/12-ю дюйма, это около 2 мм. Были и 20- линейки! Керосин с лампой были изобретены в 1853 году фармацевтами одной из аптек Львова Игнацом Лукасевичем и Яном Зехом. А если надо было выйти во двор дать корове сенца, хозяин освещал тёмные сени фонарём «летучая мышь». Fiedermaus – так в 19 веке называлась немецкая фирма по производству ветроустойчивых фонарей с керосиновой лампой. На деревянных санках зимой можно было привезти воду из колодца или сено из сарая, ребятишки на них весело катались с гор. Тележное колесо, конечно, было изобретено гением. Глядя на него, вспоминаешь диалог двух мужичков из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души», которые рассуждали, доедет ли это колесо до Москвы и Казани.DSC 9623
Заботливая хозяюшка уже поставила самовар из хромированной латуни. Сахар продавали в головах, поэтому так необходимы были щипцы для того, чтобы его расколоть. В чугунке наваристые щи, в крынке – топлённое в русской печке молоко. На правой стене видим амбарный ключ, по легенде, это ключ от ворот города Карабанова. Туренко Сергей Михайлович рассказал об экспонатах, которые были обнаружены на одном из островов в Вологодской области. Коса-горбатка, или горбуша, использовалась для скашивания травы на гористых, неровных местностях, лугах, где были кочки, камни. Но у героя стихотворения Кольцова «Косарь» была, вероятно, другая коса. Только с ней, прямой косой-литовкой, можно было разгуляться по степи. В любом доме был необходим плотницкий инструмент, различные пилы: ножовка, двуручная пила, лучковая пила (принцип её работы, как у стрелкового лука). Скобель был нужен для очистки брёвен. В хозяйстве нельзя было обойтись без рычажных весов и безмена с фунтовой шкалой. Вверху – подкова. Подковы не только вешали при входе в дом рожками вниз на счастье и удачу, но, прежде всего, ими подковывали лошадей, чтобы их копыта были защищены и не скользили. Интересны керамические кружки. Одна из них была предназначена для левши.
Обратимся к фотографиям. Рассматривая их, сейчас, в век цифры, удивляешься, как почти через столетие они не утратили чёткости изображения. К сожалению, трудно установить, кто на них, какое место занимали эти люди в жизни города, но по ним можно судить о бурной деятельности в нашем Карабанове, где жили неравнодушные, сохраняющие лучшие традиции люди. Особая благодарность Павловой Елизавете Ивановне. Это она сберегала экспонаты музея и с такой любовью рассказывала о них. Самое глубокое уважение Молчановой Татьяне Анатольевне, которая хранит портреты прабабушки, прадедушки, прапрадедушки. На выставке они заняли достойное место. Общее мнение: выставка получилась интересной и познавательной. Спасибо Косареву Эдуарду Валентиновичу, оформившему её, Туренко Сергею Михайловичу, оказавшему помощь в оформлении, Крохиной Наталье Юрьевне за идею, учителям школы No9 Новиковой Татьяне Игоревне и Никотиной Наталье Алексеевне, их любознательным ученикам за участие в презентации. 
                                                                                                                                                Л. Фролова.
ДК в Контакте
Яндекс.Метрика

Back to Top